Приобрести билеты на посещение выставок можно только в кассе картинной галереи!

ПОЕТ ЗИМА-АУКАЕТ…

Презентация выставки картин русских художников второй пол. XIX - нач. XX вв. из фондов Тамбовской областной картинной галереи, знакомит, с традициями реалистической школы живописи.


Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.


Эти строки стихотворения «Пороша» С. А. Есенина так созвучны по настроению с представленными работами, которые объединяет тема зимы, бескрайности и красоты заснеженных русских просторов в которых так легко затеряться.


Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Зима. (1870-е? гг.)





Начало лирического русского пейзажа обычно связывается с творчеством А.К. Саврасова (1830 – 1897). Алексею Кандратьевичу было не просто нарушить традиции романтизма , где изображение полей, покосившихся домишек – часть обыденной крестьянской жизни, считалось недостойным «высокого» искусства. Саврасов стремился к большей естественности и реалистичности. Своих учеников он учил не только видеть натуру, но и прислушиваться к ней, будь то трели жаворонка или завывания вьюги. Представленная работа «Зима» удивительна по колориту. Умелое сочетание теплых и холодных тонов создают особую атмосферу и грусти и тихой радости. В окнах запорошенных снегом изб зажглись огни, маня уставших путников в тепло жилищ, а зрителю даря надежду на то, что в жизни все хорошее случиться, а метель и вьюга отступят.


Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Зима. Этюд. 1895 г





Исаак Левитан писал : «Да, …Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». Левитан продолжил дело своего учителя А.К. Саврасова и начал писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства, о чем свидетельствует его небольшой этюд «Зима».


Клевер Юлий Юльевич (1850-1924). Закат. 1892 г.





Излюбленной темой художника Ю.Ю.Клевера в живописи стал заката: «Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами. Я потратил много времени, чтобы изучить цветовую гамму закатов солнца, многообразие вечернего освещения неба и предметов природы. Такую картину я могу написать в любой момент и при любых обстоятельствах».


Его изысканная и преувеличенно яркая цветовая гамма в картине «Закат» делает пейзаж эффектным, загадочным. Излишняя красивость картины идет несколько в разрез с традицией реалистического пейзажа. Но такая эффектность работы и привлекала всесильных ценителей прекрасного. Заказчиками Клевера были знатные особы среди них граф Строганов, император Александра II. Великая княгиня Мария Николаевна приобрела холст «Закат», перекликающийся мотивом с произведением находящимся в тамбовской картинной галерее.


Петровичев Петр Иванович (1874-1947). Мороз и солнце. 1917 г.




Петровичев — один из наиболее значительных живописцев в России первой половины ХХ века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы. Любимый ученик Исаака Левитана в картине «Мороз и солнце» (1917) смог выразить радостное и бодрое настроение от яркого солнечного зимнего дня. Своеобразная живописная техника художника – мелкие, плотно положенные, напоминающие мозаику, красочные мазки создают иллюзию солнечных рефлексов.


Полвека отделяют работу художника Николая Александровича Клодта (1865-1918) «Зимний пейзаж» 1894 года от произведения Аркадия Александровича Пластова(1893-1972) «Зимой». Здесь перекликаются не только сюжетная линия но и отношение к пленэрной живописи. Игорь Грабарь вспоминал, как Клодт «без конца скитался» со складным мольбертом и ящиком с красками по окрестностям Москвы: «Во время этих скитаний, – писал Грабарь, – он приобрел огромное мастерство кисти и выработал тот клодтовский стиль, с которым несомненно войдет в историю русской живописи».


Живописная система Пластова основана на непосредственном жизненном опыте, он работал только с натурой. По словам самого Пластова «любовь к прекрасному, что дает людям зрение, способность радоваться этому прекрасному и желание поделиться этим прекрасным» вот основа его творческого метода.


Художественные возможности мастера помогают увидеть и почувствовать в его работе «Зимой» гармонию который дарит «драгоценная парча и бархат» земли, «пылающее звонким золотом небо», силуэты фиолетовых изб.


Какая может быть настоящая зима и как она преображает тамбовские окрестности одевая все белым снежным покрывалом, переливающимся на солнце различными оттенками, во всех красках показали в своих работах тамбовские мастера живописи пишущие на пленэре уже в 21 веке - Заслуженный художник РФ В.В. Сизов и Н.И.Кудрявцев.


Клодт Николай Александрович (1865-1918). Зимний пейзаж. 1894 г.





Пластов Аркадий Александрович (1893-1972). Зимой.





Кудрявцев Николай Иванович (р.1959). Зимний вечер. 2007г.





Сизов Владимир Владимирович (1946-2020). Белое покрывало.



Календарь событий


« Март 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
    

2013-2021 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин