Тамбовская областная картинная галерея - Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина из собрания Тамбовской областной картинной галереи

В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799 -1837). Великий мастер русской литературы   А.С.Пушкин оставил наследие, которое является неоценимым вкладом в мировую культуру. Его перу принадлежит множество произведений, которые сделали его любимым многими поколениями почитателей.

Художники разных видов изобразительного искусства обращались к творчеству Пушкина, иллюстрированию   поэм и сказок, повестей и романов, отображая свое видение пушкинских образов. Данная статья посвящена графическим иллюстрациям художников к произведениям А.С. Пушкина, которые хранятся в Тамбовской областной картинной галерее.

Одним из выдающихся художников 20 века был мастер гравюры   и иллюстратор, народный художник СССР Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964). С его творчеством связано возрождение техники гравюры на дереве после затяжного периода упадка. Расцвет ксилографии в начале 20 века связан, прежде всего, с обновлением художественной формы в станковой гравюре. Повышенный интерес к материальной трактовке предметов, к передаче их объема  на плоскости листа, процесс обработки деревянной доски – все это говорило об изменении  задач в области  ксилографии. Небольшие гравюры становятся выразительными и значительными благодаря обновлению приемов в гравюрной технике. 

В годы исторических преобразований начала века  гравюра на дереве казалась особенно созвучной времени. Фаворский, отказавшись от белого штриха, начал работать в технике черноштриховой гравюры, используя торцовый срез дерева. Торцовая гравюра позволяла художнику работать более тонким штрихом, степень насыщенности которого создавала различные вариации тона, придавая работе целостность и живописность.

Из биографии В.А.Фаворского:

Родился будущий художник в семье адвоката. Первые пробы в рисовании он получил от своей матери художницы О.В. Шервуд. В 1903-1905гг. занимался в школе-студии К.Ф. Юона и И.О. Дудина. В 1905 году Фаворский уехал в Германию. В Мюнхене он обучался рисунку и живописи в школе Ш. Холлоши, а также  посещал занятия на искусствоведческом отделении философского факультета. В 1907г. Фаворский вернулся в Москву. В 1913г. окончил искусствоведческое отделение Московского университета. С 1918 года вел преподавательскую деятельность. Во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские) Фаворский преподавал  на графическом факультете ксилографию, а также на основном   отделении читал курсы: «Введение в теорию пространственных искусств», «Теория композиции», «Теория графики». Множество учеников, которые были продолжателями его достижений в области ксилографии, книжных иллюстраций не случайно были объедены названием «школа Фаворского».

В.А.Фаворский был, прежде всего, художником книги, ее знатоком и создателем. «Гравюра вступала в полосу расцвета, особенно, связав свою судьбу с книгой. Гравюра была не просто возвращена книге, - она по-своему преобразовала самое представление о ней » [1]

Рассматривая книгу как единый организм, художник предопределил её развитие, воспринимая её, как нечто целое. Он считал, что все  элементы  книги должны находиться в   единстве, с соподчинением всех частей.  Его интересовал не только сюжет, но прежде всего характер и стиль иллюстрируемой книги, её особое  мироощущение.

Моцарт и Сальери

 «Формальная интенсивность взаимодействия черного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников «школы Фаворского» способствовали их органичному «вхождению» в композиции книги», «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений – свободным пятном на белом поле листа, как особом изобразительном пространстве – и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. За сложность, экспрессию и напряжение небольших по размеру гравюр А.М. Эфрос назвал Фаворского «Сезанном современной ксилографии». [9]

В 1961 году  в Гослитиздате (Москва) вышли «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина,   ставшие последней работой Фаворского  в создании книги, как художественного произведения.  Им  была продумана и реализована вся структура издания, начиная с суперобложки, форзаца, титула, заставок, иллюстраций,  концовок  и шрифта. Открывая крышку переплета, мы попадаем во внутреннее пространство книги.

Вот что пишет  о своей работе художник: «На суперобложке я изобразил грозу, несущиеся облака, молнии и несущиеся цветы, венки. Между прочим, венок как символ славы и чести характерен для этой книги: и для рыцаря в  его поединках, и для Моцарта и Сальери в их творчестве. Слава и честь имеют большое значение в этих произведениях. На переплет вместе с текстом я дал ветку с листьями - черными, золотыми и розовыми, ветку, охваченную ветром, а может охваченную огнем. На титульном листе у меня нарисован шрифт и ветки лавра и кипариса. Лавр говорит о славе, кипарис – о смерти. Эти ветки пытаются сложиться в венки. Весь вход в книгу суров и даже мрачен. Сперва я хотел туда поместить цветы – я их очень люблю. Но, в сущности, уместны ли цветы, когда разговор идет о таких страстях, об убийстве и чуме… И я поместил только маленький букетик цветов на противоположной титульному  листу странице». [7]

Книга состоит из четырех частей и, задачей художника было объединить их. Каждая вещь начиналась широкой иллюстрацией, расположенной на правой стороне. Только в «Моцарте и Сальери» им был выбран высокий формат. Для большей выразительности «Маленьких трагедий» художник добавил линейки  вверху страниц с масками действующих лиц, Только в «Моцарте и Сальери» вместо портретных голов  он поместил на траурном фоне веточки лавра. 

«Самая трудная вещь была «Моцарт и Сальери». Вопрос был в Сальери – ведь он возвышает как бы свое преступление. И неужели есть ему какое-то оправдание?  Все - таки он убийца. Я так и трактовал его. В последней иллюстрации он плачет. Но он плачет из-за того, что он совершил убийство, - по его мнению, исполнил долг». [7]

«Некоторые люди возражали против моего Сальери. Между прочим, у меня был портрет Сальери, правда уже стариком, - мелкие черты лица и вообще такое незначительное лицо. Мне этим портретом воспользоваться почти не удалось. Я взял только у него ту черту, что у него безбровые глаза». [8]

Иллюстрация «Сальери, Моцарт и старик – скрипач» является очень выразительной   в передаче эмоционального состояния героев.

…Но, проходя перед трактиром, вдруг

Услышал скрипку… Нет, мой друг, Сальери!

Смешнее отроду ты ничего

Не слыхивал… Слепой скрипач в трактире…

В центре композиции – фигура Моцарта, наиболее светлая по тону. С улыбкой он обращается к Сальери. Легкость и  изящество жеста правой руки, указывающей на слепого скрипача и бурная реакция Сальери - поднятые руки, как бы,  выражающие протест – в композиции все построено на  контрасте. Лицо Моцарта спокойно и добродушно, а Сальери -  мрачен и погружен в свои мысли. Свет и открытость одного, взволнованность и нервность другого – это помогает художнику передать  сложный психологический момент литературного произведения,   глубину содержания пушкинских строк.  Фигура слепого скрипача на втором плане дополняет композицию. Она слегка завуалирована, и играет второстепенную роль в иллюстрации. Художнику с помощью различной силы штриховки,  и контрастных светлых и темных пятен удалось передать эмоциональную напряженность сцены, происходящую в трактире. Детали, которые у Фаворского всегда играют важную роль, помогают лучше почувствовать атмосферу повествования.

Моцарт и Сальери

В следующей иллюстрации, где изображены только Моцарт и Сальери, автор   фиксирует момент, когда Сальери уже совершает свое злодеяние.

 (речь идёт о Бомарше)

…  Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда, ль?...

Моцарт, сидящий за клавесином, изображен в профиль. Играет. Лицо его спокойно, но печально. Справа – фигура Сальери, в лице которого можно прочитать и страх, и зависть, и неуверенность.  Он плачет.  Акцент художник делает на белой скатерти стола, где стоит бутылка вина и два бокала. Художнику с помощью различной плотности штриховки, контрастных  сопоставлений светлых и темных пятен, через пластическое осмысление содержания удалось передать драматическую сцену, происходящую в трактире «Золотой лев». Статичная композиция не мешает передать всю внутреннюю напряженность и глубину чувств героев пьесы.

Помимо иллюстраций в нашей коллекции хранится шмуцтитул  (отдельный титульный лист главы или части) к  «Маленьким трагедиям» и три концовки. Шмуцтитулы у Фаворского показательны: пустой лист со строгим шрифтом и небольшой  иллюстрацией. На шмуцтитуле изображена одинокая мужская фигура, темный силуэт которой четко выделяется на белом  фоне листа. Образ Сальери, который, совершив задуманное убийство,  остался сам для себя «единственным гением».  Концовки, созданные Фаворским -    скрипка, музыкальные инструменты, пюпитры -      дополняют содержание пьесы, её трагическое повествование. В гравюрах Фаворского блестяще раскрыт текст «Маленьких трагедий». Созданные образы оставляют впечатление вдумчивой и кропотливой работы над текстом. Конструктивное единство, ясность художественного языка наполняет гравюры Фаворского гармонией и философской глубиной.

В  собрании картинной галереи имеются  13 иллюстраций к  «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина известного тамбовского графика, заслуженного художника РФ Алексея Федоровича Бучнева (1936-2006), выполненных в технике ксилографии. Гравюры художника выполнены профессионально, отличаются продуманностью композиций, лаконичным  языком в создании образов. Ему присуща индивидуальная художественная манера в трактовке содержания литературного текста. Творчество художника наполнено искренним чувством гармонии, умением восхищаться красотой окружающего мира, которая проявляется во всем - людях, природе, книгах. Художник родился в Тамбове. В 1966 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Любовь к дереву, как материалу,  он унаследовал от своего отца, который мастерил для детей игрушки из дерева. Но «Подлинным духовным учителем для начинающего художника, как и для многих советских графиков, стал В.А. Фаворский с его обращенными к молодежи мудрыми заповедями, одна из которых говорит о необходимости для художника смотреть на мир глазами первооткрывателя». [2]

А.Ф. Бучнев обращался к различным видам графики, но предпочтение отдавал технике ксилографии. Он является автором  станковых произведений разных жанров, иллюстраций к книгам, многочисленных экслибрисов. «Будучи еще студентом, молодой автор создал два цикла графических иллюстраций – один из них к «Тамбовской казначейше» М.Ю. Лермонтова и другой к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. [3]

Изучая старинные гравюры и лубок, Бучнев почувствовал силу и художественные возможности гравюры на дереве. В иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина «художник использовал стилизацию под старинные русские гравюры – «народные картинки». [2] Формат его иллюстраций - это овал (в некоторых гравюрах снизу обрезан), в котором разворачивается действие. Чёткие штрихи разной величины создают в иллюстрациях условное пространство, в котором важную роль для раскрытия содержания играют не только персонажи сказки, но и детали – сети, развалившаяся изба, разбитое корыто и т.д.   Композиция в работах Бучнева строится на взаимосвязи и одновременном столкновении пространственных планов. Автор по-своему читает сказку, внимательно вслушиваясь в ритм Пушкинских строк. Рассматривая его гравюры, постепенно погружаешься в этот сказочный мир, наполненный чувствами и переживаниями старика, которые художник показывает через жесты. Образ старухи, полный алчности и гнева, художник также раскрывает через позы, движения и  выразительную внешность. В каждом превращении старухи - своя интерпретация образа и доля иронии художника.  Главный герой сказки – маленькая золотая рыбка,   свободная и всемогущая. В графических работах художник мастерски продемонстрировал возможности гравюры на дереве. В переплетении и чередовании прямых и округлых  линий штриховки, соотношений черного и белого ярко проявляется профессиональное владение автором сложной техникой гравюры на дереве. Точность руки, острота глаза позволили ему довести до совершенства графические иллюстрации, тесно связанные с текстом. Дерево с неповторимой фактурой помогло в разнообразии приемов, созданию ясного лаконичного языка.   Художник тонко чувствует природу деревянной доски и с большим тактом использует ее изобразительные возможности, что позволяет дать образам выразительную характеристику.

Интересным прочтением повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» отличаются гравюры известной художницы, заслуженного деятеля искусств Кубани Светланы Петровны Новгородовой. Произведениями А.С.Пушкина наполнен ее внутренний мир. С начала 1970-х гг. она создала сотни графических листов с иллюстрациями стихов и поэм А.С. Пушкина. В собрании Тамбовской картинной галереи находится семь линогравюр и ксилографий художницы к «Пиковой даме» А.С. Пушкина», выполненные в 1974г. Её приемы в работе над линогравюрой наполнены индивидуальными поисками и решениями для передачи наиболее выразительных моментов повествования. Напряженность, лаконичность, обобщенность свойственны ее пластическому языку в иллюстрациях «Проиграл», «Смерть старухи», «В доме Лизы. Свидание».  В ксилографиях Новгородовой мы видим те же образы, но сама техника здесь отличается большей тонкостью, что позволяет такая основа, как дерево. Ксилография имеет свои преимущества в проработке пространства листа, различных деталей, которые всегда важны для раскрытия содержания литературного текста.

Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина заслуженного художника РФ Генриха Тадеушевича Стопа (1936-2015) говорит о том, насколько многообразен художественный язык графики. Цветная линогравюра из нашего собрания характеризует автора, как мастера, способного в ограниченном пространстве иллюстрации создать не только атмосферу сказки, но и передать практически её содержание.  Его гравюра лаконична и детально проработана. Яркие сочетания черного, красного, желтого, белого цветов придают работе декоративность. В решении композиции автор использует приемы иконописи, как бы стремясь передать взаимосвязь и переплетения различных пластов русской культуры.

Обзор гравюр, связанных с именем А.С. Пушкина, заканчивается иллюстрацией художника-графика Юрия Дмитриевича Степанова (р.1939) к «Каменному гостю», выполненной в технике резцовой гравюры, являющейся старейшей разновидностью гравюры на металле. Работа автора  сложна и многопланова. Резцы - штихели, которыми прекрасно владеет мастер, создают строгую ритмику линий. Чёткие штрихи моделируют объемную форму, а насыщенность, плотность и прозрачность создают некую игру светотеневых градаций в его гравюре.

Помимо различных видов гравюр, в галерее есть графические работы, выполненные в свободной технике. Это черно-белые акварели к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина одного из известных мастеров – иллюстраторов Давида Александровича Дубинского (1920-1960). После окончания Московского государственного художественного института им. В.И.  Сурикова он посвятил себя книжной иллюстрации. Его гуашам, акварелям свойственна, с одной стороны, мягкость и живописность исполнения, с другой - четкий, грамотный рисунок. Художник тонко чувствует стиль литературного произведения, стараясь добиться в своих листах нужной интонации, подчеркнуть выразительность характеров героев.

 

Список источников

  1. «Искусство книги. 1967. Выпуск седьмой. Полвека советской книжной графики» М., 1971 с. 37.
  2. В.И.Михайлов. Алексей Бучнев. Каталог выставки произведений. Тамбов. 1987. С.6,7
  3. В.Михайлов. Художники Тамбовского края. Л, 1976. С. 123
  4. Сутормина Т.В.  Тамбовские художники в собрании Тамбовской областной картинной галереи. Тамбов. 2007
  5. Турова В.В. Что такое гравюра. М., 1986
  6. В.А.Фаворский «Рассказы художника-гравера».  М. 1965. С. 88- 89
  7. В.А.Фаворский Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986. С.175
  8. В.Фаворский .О художнике, о творчестве, о книге. М. 1966.С.93
  9. https://ru. Wikipedia.org/wiki// Ксилография.

                                                                                           Т.В. Сутормина

Вернуться назад Главная