Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Один из старинных народных промыслов – игрушка Сергиева Посада. Из исторических данных известно, что промысел возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII – XIX вв. Сергиевский художественный промысел игрушки вырос на основе глубоких традиций древнерусского искусства. Его культурные истоки связаны с Троице-Сергиевым монастырем - крупным центром художественных ремесел Московской Руси. Существует несколько легенд о том, как возник этот промысел. Одна из них связана с Сергием Радонежским, который жил в монашеском уединении и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых с собой приводили богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева Лавра. Сохранилась и традиция поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушки, прозванными «троицкими».
Позднее они приобретались на ярмарках Сергиева Посада и расходились по всей России, а делать игрушки посадские мастера стали из других материалов, например, из папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Сергиевская игрушка отражает многие стороны русской жизни, события прошлого времени, особенности быта различных слоёв населения. Помимо фигурок людей, животных, матрёшек, большое распространение получили так называемые «конструкторы» - разборные макеты различных монастырских построек: соборов, колоколен, башен. В экспозиции Тамбовской областной картинной галереи находится работа И.И. Гладышева (1824/25-1884) «Портрет сыновей художника» (ок.1860), в котором запечатлена как раз одна из таких игрушек из Сергиева Посада. В детских портретах того времени юных моделей часто изображали в интерьерах детских комнат, со своими любимыми игрушками. Это могли быть лошадки-качалки, оловянные солдатики, куклы или как в этом портрете - модель монастырского городка, которую держит в руках один из мальчиков. Эти атрибуты детской жизни очень важны в портрете. Они выстраивают домашнюю обстановку и эмоциональную атмосферу, в которой растет ребенок. «Портрет сыновей художника» проникнут теплотой и любовью, чувствуется стремление автора к передаче психологической характеристики детей. Изображение привлекает своей непосредственностью, искренностью и чистотой.
Стоит добавить, что сейчас в Сергиевом Посаде находится знаменитый музей игрушки.